Гурова Ольга Владимировна, воспитатель

Участие Гуровой О. В. в конкурсе методических разработок в Городской водоохранной акции «Вода и жизнь»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75» города Хабаровска

 

 

 

 

 

 

Конкурс методических разработок экологического урока

«Отходы в доходы»

 

 

 

Гурова Ольга Владимировна,

воспитатель МАДОУ № 75 г. Хабаровска

 

 

 

Тема:  «Раздельный сбор и утилизация твердых бытовых отходов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2022

 

Пояснительная записка

 

Экология и её сбережение - одна из самых актуальных тем в современном мире. Сбережение природных ресурсов, сохранение экобаланса, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование воды, почвы, воздуха – стало делом первостепенной важности. Для того, чтобы рациональное использование природных ресурсов  стало неотъемлемой частью жизни каждого человека, начинать экологическое воспитание и расширять знания о взаимодействии человека и природы необходимо с  детства.

Моя задача, как педагога, дать детям представление о возможных способах минимизации негативных последствий для экологии от деятельности человека.

На сегодняшний день остро встал вопрос  сбора,  утилизации, переработки или ликвидации отходов без вреда для окружающей природы и человека.

Сейчас все жители городов и мегаполисов знают,  сколько мусора вывозится каждое утро из дворов и учреждений. Вопрос гигиены очень важен для людей, но какой путь проделывает мусор чтоб исчезнуть или послужить еще - мало кого интересует. А между тем мусор не исчезает сам собой.  И наша задача, чтоб мусор послужил еще, принес пользу, а не вред, не осел в лесах, озерах, полях. Это одна из важных задач экологического воспитания и просвещения дошкольников и их семей.

Цель: научить детей и родителей раздельному сбору мусора, обменяться опытом формирования экологичного образа жизни. 

Задачи:

1. Образовательные: формировать знания об окружающем мире, экологии, зависимости природы от поведения человека.

2. Развивающие: способствовать развитию мышления, воображения, установления взаимосвязей.

3. Воспитательные:  способствовать формированию экологической грамотности, бережного отношения к природе, творческих способностей.

Для решения первой задачи мне необходимо было:  проанализировать имеющуюся литературу по вышеуказанной проблеме;  изучить причины увеличения твердых отходов в настоящее время; выявить  основные  проблемы утилизации  отходов. Для решения второй задачи я провела просветительскую работу по раздельному сбору мусора среди коллег, семей воспитанников;  организовать работу по раздельному сбору мусора.

Третья задача показала, что решать ее надо не только путем раздельного сбора мусора, но и с помощью экологического воспитания дошкольников.

Новизна и эффективность проекта заключается в том, что освещая данную тему, мы не только рассказываем детям о нарушении экологического баланса и последствиях, но и демонстрируем на практике, в качестве игры, через художественное творчество, возможные и реализованные действия, которые направлены на сбережение природы и экологии.

Также вовлекаем детей в посильный нам процесс перерождения предметов

из одного в другой посредством проектной деятельности, развивая творческое мышление. Но самое главное - мы учим детей раздельному сбору твердых бытовых отходов (пластиковые крышечки, батарейки, пластиковые бутылки, использованная одежда) , пищевых отходов (остатки еды, старый хлеб) и природных (листва, сухая трава, ветки).

Приложение № 1

Ожидаемый результат от реализации проекта по экологическому воспитанию: дети осознают значимость утилизации мусора, понимают,  что такое перерабатываемые и не перерабатываемые отходы, имеют представление о том, что такое переработка. Семьи воспитанников принимают участие в экологической акции  по раздельному сбору использованных батареек и пластмассовых крышечек,  их утилизации на платформе «Поляна» на базе общественной организации «Раздельный сбор».  Семьи воспитанников самостоятельно узнали пункты приема использованных батареек, стеклянных и металлических отходов.

Приложение № 2

Проекты очень запомнились и полюбились ребятам, а многие родители уже привыкли правильно утилизировать батарейки и крышечки. Дети и родители приносили в МАДОУ, в строго отведенное место, в определенные ёмкости использованные батарейки. По мере наполнения этих ёмкостей далее они следуют в пункты приема.  Но добрые крышечки пригодились и в игровой деятельности. Семья Вероники Х.  порадовала нашу группу  интересными поделками из них. Главное, что они крепкие, гибкие, их можно мыть.

Приложение № 3

В теплое время года мы с ребятами провели такой опыт. Сначала собрали разные отходы: пищевые – хлеб, сыр, кашу, которые не съели на завтрак; пластиковую бутылку, батарейку, железную деталь, изрисованную бумагу. Закопали это всё в палисаднике и условились, что ровно через 2 месяца раскопаем и посмотрим, что перегнило, а что нет. Какое было у ребят удивление и открытие, когда мы раскопали  мусор и увидели, что бумага и пищевые отходы перегнили полностью. А пластик, батарейка и металл остались целые и невредимые. Вывод , который  дети сами сделали – твердый бытовой мусор сам не исчезнет, он не перегнивает, не разлагается. Поэтому наша задача научиться его правильно утилизировать и перерабатывать без вреда для окружающей среды.

Для целенаправленной работы с детьми мною был составлен перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников.

Приложение № 4

 

 

Основная часть

НОД  по переработке различного мусора в старшей группе № 7 в МАДОУ № 75г. Хабаровска

 

Цель: вовлечь детей в посильный  процесс перерождения предметов из одного в другой  посредством переработки.

Задачи:

- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора

- закрепить знания детей о свойствах различных материалов

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, перегной, компостная куча)

Ход.

1 часть (в группе)

Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, вышедшие из строя (металлическая деталь, сломанная  машинка,  изрисованная бумага, использованная батарейка, пластиковая бутылка, пластиковые крышечки, пищевые отходы от завтрака)

Воспитатель: Ребята, это не просто предметы, это мусор, который мы видим каждый день. Послушайте, что это за звуки? (Раздается тревожная музыка)

Ребята, внимательно послушайте звучащую мелодию, и попробуйте почувствовать, какое она передает настроение?

Ответы детей.

Это так! Словно это сигнал бедствия, словно где-то произошла беда, и кто-то взывает о помощи. Это планета Земля просит у нас поддержки и помощи. Но я не могу понять, почему этот сигнал прилетел сквозь эфир к нам. Может быть, вы что-то знаете об этом?

Дети рассуждают:

1. На Земле построено много заводов и фабрик и из их труб опасный дым загрязняет воздух.

2. Очень много людей пользуются машинами, а они тоже загрязняют воздух

3. Многие люди только спиливают деревья для строительства, и не подсаживают новых. От этого погибает растительность Земли.

4. люди бросают везде мусор, и Земля становится грязной.

Воспитатель: Вы верно рассуждаете. Я предлагаю вам помочь Земле и стать

защитниками природы. Но вы должны мне помочь разобраться, какой бывает природа. Кто помнит – ответит по памяти, кто забыл – тому помогут предметные картинки. Вот они здесь на столике перед вами.

Дидактическая игра «Живая неживая природа».

(На мольберте дети вывешивают картинки и надписями ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Растения Солнце, Грибы Воздух, Животные Вода, Бактерии Горы, Человек Песок, Звезды, Почва)

Воспитатель: А теперь подумайте, может ли процветать живая природа, если неживая природа на планете уже загублена? Например, может ли в плохой загрязненной хламом и мусором земле вырасти растения и грибы (НЕТ)

Смогут ли люди и животные дышать, если воздух загрязнен химическими веществами? (НЕТ)

Можно ли людям использовать загрязненную воду (НЕТ)

Воспитатель: Мы пользуемся дарами природы безумно,

Бываем к мольбе ее равнодушны.

Пилим леса, рушим скалы и горы,

В мусорных свалках все наши просторы.

Послушайте, как сердце земное тревожно стучит:

«Спасите меня!»- планета кричит.

Звучит сердцебиение

Входит планета Земля в темной одежде.

Земля: Здравствуйте! Я ваша планета

Зовусь я Землей. Еще величают природной средой.

Моря, океаны, леса и поля, Ветра и туманы, дожди и снега

Все это вплелось в завитки моих кос, Похожих на ветви российских берез.

Воспитатель: Что случилось с тобой, матушка Земля?

Земля: Скажу вам свою боль, Терпеть нет уж сил,

Поверхность мою Мусор укрыл…

Звучит тревожная музыка. Внимание на экран. Демонстрируются слайды под рассказ.

Земля: Гляньте вокруг, на реке берега,

На них горы мусора, словно стога.

Под кустик в лесу загляните и там

Горой оставляют туристы свой хлам.

Поля не цветут, а чернеют там свалки,

Бутылки, колеса, бетонные балки…

Я в ранах смертельных, спасать меня надо!  Я помощи вашей, друзья, буду рада.

Ребенок: Но как же помочь тебе добрая Мать.

Скажи нам Земля, как тебя нам спасать.

Земля: Нельзя дети медлить

Ни часа, ни дня…

Вы мусор быстрей

Уберите с меня.

Земля присаживается в центре круга из мусора

Воспитатель: Давайте, непременно, поможем Матушке - Земле, если каждый человек наведет порядок около своих домов и впредь не будет где попало разбрасывать мусор, то Земля выздоровеет и зацветет.

Земля: А что же делать с этим мусором, который мы видим каждый день?

Воспитатель: Его можно утилизировать или использовать в творчестве. Например: делать разные поделки, ремонтировать, добавлять детали. Поделки из крышечек так интересны, они не ломаются, их можно мыть. Посмотрите. (воспитатель показывает разные поделки из различных материалов, которые сделали родители к этому занятию)

Воспитатель: А теперь  нам надо посмотреть, как перегнивает, разлагается разный мусор в земле. Для  этого мы проведем эксперимент. В нашем палисаднике мы закопаем этот мусор и пищевые отходы и через 2 месяца посмотрим, что перегнило, а что нет. Запомните, что мы закапываем.

Земля: Ребята, давайте с вами всем покажем, как нужно выполнять такое трудовое поручение. Чтобы не заболеть при такой грязной работе люди должны надевать перчатки (дети надевают перчатки, берут лопатки)

2 часть (на участке, в палисаднике)

Дети, Земля и воспитатель делают ямку в палисаднике, затем раскладывают  туда пищевые отходы и мусор, рассматривают, запоминают. Затем закапывают. Воспитатель напоминает, что через 2 месяца посмотрят результат.

Земля: Ребята давайте еще раз повторим, для чего мы сейчас собрали разные твердые ненужные предметы и закопали в землю на 2 месяца?

(Дать возможность детям обобщить полученные знания и подвести итог занятия)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, может нам надо привести в порядок наш участок? Давайте порадуем нашу Землю и уберем мусор на участке.  Куда можно отнести природный мусор? (под ели, песок на газон, листья на компостную кучу).

Труд в природе.

Заключение.

Проект по экологическому воспитанию  включает в себя просветительскую работу среди воспитанников и их семей по сортировке и раздельному сбору отходов (проще говоря - мусора), сохранению и приумножению зеленых насаждений на территории ДОУ, дворов, парков, беседы о важности соблюдения чистоты не только в квартирах, но и на улице. И несколько проектов: «Батарейки, сдавайтесь!» и «Добрые крышечки».  Прошла акция «Что перегниет, а что нет?». Акция продлилась год, и мы планируем её продолжать. Надо отметить, что с наступление теплого периода года семьи наших воспитанников постоянно принимают участие в озеленении территории МАДОУ № 75 и прилегающих парков и скверов. Спасибо семье Тимура М., Саши Т., Виолетты Б., Ани П., Коли Р., Глеба В., Лизы Ш., Ксюши Т., Ксюши Д., Николь Ч.

Материалы по проведенной работе были размещены в информационном новостном портале «Макс Медиа ДВ».

Приложение № 5

Будущее начинается сегодня.

 

 

 

Список литературы:

 

 1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч.-поп.издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

9 января 2022 в 04:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.