Гурова Ольга Владимировна, воспитатель

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через формирование представлений о родном городе и крае

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через формирование представлений о родном городе и крае.

Содержание. 

1. Актуальность и значимость темы_____________________8

2.  Педагогическая идея________________________________8

3.  Цель, задачи, формы работы, методы и приемы,участники___________________________________________11

4.  Соответствие выводов полученным результатам ________18

5.  Литература________________________________________20


 

1.  Актуальностьи значимость темы.

         Любовь и уважение к своей Родиненачинается с привязанности к малой Родине – родному городу и краю.  Ознакомление с малой Родиной дает человекузнания о границах края, рельефе, полезных ископаемых, населении, сельскомхозяйстве, флоре и фауне, подвигах жителей. Ознакомление с малой Родиной   в ДОУпозволяет  воспитывать у детей дошкольного возраста любовь к родному краю, городу, гордость за славные дела и свершения земляков, уважение к их военным подвигам итрудовой доблести.  В процессетематических прогулок, экскурсий, походов в музеи города  дети могут узнать о прошлом и настоящемсвоего города и края, патриотические, трудовые, боевые, духовно – нравственныетрадиции народа. При этом процесс познания происходит в предметно – наглядной,активной форме, когда ребенок видит, слышит, осязает окружающий мир.  Это создает у него яркие образы,эмоциональные впечатления, новые знания об истории своего края. Так черезпознавательное развитие приходит любовь к Родине, ее природе, истории,культуре, людям.                                                                                    

В работе ястолкнулась с проблемой – отсутствиевзаимосвязи между познавательным развитием и ознакомлением с родным городом икраем. Передо мной встала задача разработать план работы  по  ознакомлению дошкольников с родным городоми  краем.

В процесседеятельности я  ввела в  воспитательную  работу  взаимосвязь с  окружающей социальной  жизнью родного города и края, с  теми доступными  объектами и явлениями, которые окружают детей.

Мне необходимо было проанализировать результатысвоей педагогической деятельности, воспитательной  работы с детьми с учетом возможностейразвития личности ребенка и его умственных способностей.

 

2. Педагогическая идея (технологии передовогоопыта).

 

       Важность ознакомления с роднымгородом и краем  детей дошкольного имладшего школьного возраста в современных условиях освещена и подчеркнута вряде современных изданиях, таких как «Как научить детей любить Родину»пособие  для реализации  программы «Патриотическое воспитание гражданРФ на 2001-2005 год», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 год»  «Дошкольнику – об истории и культуре России»Г. Н. Данилина,  «Занимательнаяпедагогика народов России» Т. О. Кузина, И. И. Батурина,  «Твой родной край» А. Е. Тихонова. 

       Программы  «Патриотическое воспитание граждан РФ на2001-2005 год» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 год»ориентированы  на все социальныеслои  и возрастные группы граждан России и определяет основные пути развитиясистемы патриотического воспитания, обосновывает его содержание  в современных условиях, намечает пути имеханизмы реализации программы. Особое место в данной программе уделено ознакомлениюс родным городом, малой Родиной  подрастающего поколения. Ведь формированиеотношения  к стране и государствуначинается формирование отношения  кмалой Родине с детства.

        Многие практикующиепедагоги  (К. Ю. Белая, Л.А.Кондрыкинская, Т. О. Кузина,  И. И. Батурина)убеждены, что в краеведческой деятельности заложены большие возможности для разностороннегоразвития дошкольников, их патриотического воспитания, познавательного развития.    

       В  дошкольном возрасте у детей развивается  познавательная активность,любознательность,  стремление ксамостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей,закладываются основы гражданственности, развивается и укрепляется интерес кстране, краю на эмоционально – чувственном уровне (Р. С. Немов, В. А. Горянина).  Если в младшем и среднем  возрасте педагог обращает внимание наразвитие представлений детей о близком социальном окружении (семья, наш сад,моя улица),  то в старшем возрастенеобходимо осваивать  представления ородном городе, крае, стране. Познавательное развитие стимулируется благодарянасыщенности материала по региональному компоненту, с помощью которого детизнакомятся со своей малой Родиной – Дальним Востоком, Хабаровским краем, роднымгородом (В. А. Деркунская, З. А. Михайлова). Познавательныеинтересы старших дошкольников выходят за рамки ближайшего окружения детскогосада и семьи. Детям привлекателен широкий социальный и природный мирХабаровского края и города Хабаровска.  

Духовно – нравственное воспитание формирует у детей привязанности ксемейным традициям дальневосточников, к русскому народному творчеству вХабаровском крае, знакомит детей с историей родного города (дальневосточныегерои – пограничники Н. Карацупа, М. Пассар, герои Великой Отечественной войныЕ. Дикопольцев, М. Паньков, труженики, писатели В. Сысоев, Н. Наволочкин, Е.Неменко). Трудовые и боевые традиции хабаровчан укрепляют чувство гордости зародной город и край, за людей, проживающих на территории  нашей Родины.  Это начало и основа патриотическоговоспитания. При этом процесс познания происходит в предметно – наглядной,активной форме, когда ребенок не только видит, слышит и осязает этот мир, но иактивно участвует в жизни своей страны, города, сада, семьи.  Разнообразная работа по ознакомлению с малойРодиной создает у детей яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы которые сопровождаются литературными произведениями, музыкальным материалом.  По своей природе такая деятельность требуетот педагога и детей умений взаимодействовать в коллективе, поэтому через ознакомлениес родным городом и краем воспитание происходит развитие  коммуникативных навыков, трудовых умений,познавательных процессов, доброго, бережного отношения к природе, окружающемумиру.

       Известно,что привязанность к малой Родине закладываются в процессе жизни и бытиячеловека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди смомента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своейстране, к быту своего народа.

       Возникает  мнение, что  базой возникновения любви к малой Родине являютсяглубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своейземле, воспринимаемой  в качестве родной,естественной и привычной среды обитания человека.

Итак, краеведческая работа, ознакомление с малой Родиной  в ДОУ – это процесс познания, освоения,наследования  традиционнойотечественной  культуры начиная с родногогорода и края. Данная деятельность позволяетребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов, экспедицийизучать свою улицу, свой город, свой край, свою малую Родину.

       Музей, как социокультурныйфеномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщениядошкольников к различным культурам, благодаря наглядно представленнымпамятникам и музейным экспонатам. Современные технологии  делаютдоступным и интересным процесс приобщения дошкольников к истории и культуререгиона  в условиях музея. Очень важно впатриотическом воспитании использование элементов музейной педагогики в ДОУ,  группе или музейной студии.

      Очень важно дополнительно ксодержанию программы по патриотическому воспитанию проводить национально –региональную корректировку и делать соразмерный акцент на знакомство с судьбойи творческим вкладом наших земляков – дальневосточников в историю и культурувсей  нашей  страны.

Особенно хочется остановиться на малых коренных народах Приамурья иХабаровского края – нанайцы, удегейцы, ульчи, орочи. Для педагога должно бытьважным познакомить дошкольников с представителями малых коренных народов.Наиболее ценна для воспитания и обучения детей  является культура, особенно искусство. Произведения разных видов искусстваблизки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и  выражать своё отношение к окружающему вразных видах деятельности.  Поэтому,  Компонентами содержания социального развитиядошкольников в поликультурном  обществестановятся толерантность, патриотизм, гражданственность, которые формируютсяцеленаправленно в педагогическом процессе ДОУ через такие средства, как устное народное творчество разныхнародов, декоративно – прикладное искусство, народная игровая культура, поликультурное пространство музеев города. «Маленькийнанайский поселок Сикачи – Алян известен ученым многих стран. Здесь набазальтовых скалах сохранились рисунки, выполненные рукой неизвестного древнегохудожника. Эти загадочные рисунки изучил и описал ученый академик А. П. Окладников в книге «лики древнегоАмура».  Не только нанайский народ, но ите, чьи книги переведены на многие языки, художником А. Бельды, ученым С.Оненко, талантливыми врачами, учителями, героями Великой Отечественной войны итруда».

        Для меня стало значимовысказывание  М. Монтессори: « Следуетзаметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или  искусственного. Напротив, они отражаютсущественные человеческие свойства. Местные черты поведения человека есть таинственное отражение того, чтозапечатлелось  в нем за годы егодетства».

     

3. Цель,  задачи, формы работы,методы и приемы, участники.

Исходя из вышесказанного,  былаопределена  цель.

Цель: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возрастачерез формирование представлений о родном городе и крае.

Для достижения данной цели  япоставила перед собой следующие задачи. 

1.   Создавать условия дляразвития  познавательного интереса у  детей дошкольного возраста через ознакомлениес родным городом и краем.

2.   Обеспечивать взаимосвязь  познавательного развития с другими видамидеятельности в едином педагогическом процессе.  

3.    Познакомить детей  на примере ближнего социального и природногоокружения с окружающим миром.

4.    Привлекать к участию детей и родителей в мероприятиях, способствующихознакомлению с малой Родиной и закреплению полученных знаний.

          

       В своей практической работе я использую опытработы по патриотическому воспитанию под редакцией Л. А. Кондрыкинской «С чегоначинается Родина?», и элементы программы для детских садов «И ты увидишь, мирпрекрасен!» автор Ю. Н. Мамонова. Благодаря этим программам я могла систематизировать  совместную деятельность воспитателя и детей ипроводить работу с семьями  воспитанников.Мной была составлена дополнительная общеразвивающая программа ««Нравственно-патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с роднымгородом Хабаровском и Хабаровским краем»

Приложение № 1

       Одним изважных принципов реализации программы по ознакомлению с малой Родиной являетсявовлечение родителей в педагогический процесс. В старшем дошкольном возрастевоспитатель строит взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых иличных контактов с родителями  воспитанников. В этом возрасте через работу по ознакомлению с малой Родиной воспитателькорректирует детско – родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы познавательногои творческого характера. В процессе совместной работы с родителями воспитательопирается на развивающиеся   уродителей  способности к оценкерезультатов развития ребенка, умения замечать,  как изменение собственной воспитательнойтактики приводит к росту личностных и познавательных достижений ребенка. 

Сегодня педагогу важно как никогда быть духовной, доброжелательной итворческой личностью, истинно любящей свою страну, край, город, работу,семью.       

Приложение № 2

       В работу я добавила свою«изюминку». Это преемственность в работе ДОУ и школьниками начального  звена МАОУ гимназии № 3 имени М. Ф.Панькова  по проведению мероприятий,направленных на ознакомление детей с историей Великой Отечественной войны,героических подвигов русских богатырей, природой Хабаровского края.

Для работы был разработан план  работыМАОУ гимназии №3 имени М. Ф. Панькова с детьми средней группы ДОУ, где всовместной  подвижной игре, чтениистихов, рассказов, формируется духовное, нравственно – эстетическое единениедетей (дошкольников и школьников). На протяжении нескольких лет школьники посещали группу, взаимодействовали  с детьми-дошкольниками, разыгрывалисказки  и пьесы, проводили  разные игры, участвовали  в тематических мероприятиях  по патриотическому воспитанию. Самое ценное втаком взаимодействии – воспитание и развитие дошкольников проходит ненавязчиво,продуктивно и творчески.                                     

Приложение  № 3. 

 В своей работе я использую формы иметоды, которые помогают развивать познавательную активность черезознакомление с малой Родиной, родным городом и краем.

Формыработы:

1.   Проведение тематическихмероприятий, направленных на усвоение и обобщение знаний  по ознакомлению с малой Родиной («День городаХабаровска», «Хабаровскому краю – 75 лет», «Животные Хабаровского края», «А яиду,  шагаю по Хабаровску»)

Приложения 4, 5, 6

2.   Посещение музеев и работа сэкскурсоводом  Краеведческого музея имениН. Гродекова - Забавниковой О.А. (археологический музей, музей городаХабаровска, военный музей, музей рыбы Амура).  

  Приложение 7

3.   Проведение тематических выставокдетских рисунков, фотографий («Старый Хабаровск», «Природа Хабаровска», «Хабар– по - старому удача, а я в Хабаровске живу», «Амурские столбы», «Тигр – хозяинтайги»).

4.   Проведение бесед о подвигеземляков в годы Великой Отечественной войны с участниками боевых действий(родитель) («День Победы», «День защитника Отечества» «9 декабря - День героевРоссии»).       

5.   Совместные занятия сошкольниками начального  звена МБОУгимназии № 3 имени М.Ф. Панькова по формированию познавательного интереса удошкольников к родному городу и краю (участие в мероприятиях посвященных днюгорода и края, рассказы о животных Хабаровского края, рассказы о героях Вов  М. Ф. Панькове, Е. Дикопольцеве,  В. Шелест).                   

Методы и приемы по организацииработы:

1.   Чтение художественной литературыо подвигах и славе первопроходцев и переселенцев, солдат, военачальников,тружениках тыла – земляков.

2.   Экскурсии в музеи города(Краеведческий музей им. Н. Гродекова, музей рыб, военный музей).

3.   Целевые прогулки по улицамгорода,  достопримечательностямгорода  (площадь им. В. И. Ленина, улицаим. М. Ф. Панькова, парк отдыха им. А. Гайдара, парк «Динамо»).

4.   Беседы с привлечениемродителей  о  подвигах и славе земляков, солдат,военачальников, тружениках тыла нашего города и края.

5.   Настольно – дидактические игрыпо ознакомлению с архитектурой города,  флорой и фауной.

Приложение № 8

6.   Беседы о народах Приамурья.

Приложение № 9

7.  Использование  наглядного материала (коллекции минералов,гербарий растений Хабаровского края, книги и пособия об истории Хабаровскогокрая, плакаты, фотоматериал, литературные произведения писателейдальневосточников, которые представлены в хрестоматии по дальневосточной литературе, в сборнике «Волшебныебубенчики», в журнале «Расти с Хабаровском»).

8.  Проведение встреч и бесед схабаровской писательницей Е. В. Неменко. Встречи и беседы с работниками Центрадетского чтения.

 

 

Основныенаправления работы по патриотическому воспитанию в ДОУ:

- Использование дидактического материала по ознакомлению сродным городом и краем.

- Познавательное развитие дошкольников через ознакомление схудожественными промыслами малых коренных народов Приамурья.

- Нравственно – патриотическое воспитание в процессе работы сдошкольниками.

- Внедрение в практику плана работы по ознакомлению с малойРодиной.

- Построение нового типа взаимоотношений в работе с родителями.

- Сотрудничество с краеведческим музеем им.  Н. Гродекова.

- Сотрудничество с МБОУ гимназией № 3 им. М. Ф. Панькова.

- Использование художественного творчества малых коренныхнародов Приамурья.

       Малая родина, край, город хранит память о своих великих и просто достойныхгражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает овоенных триумфах россиян в годы Великой Отечественной войны, гордится ихпобедами, имеет свои традиции и обычаи. Приобщение детей дошкольного возраста кродному городу, краю, воспитание толерантности и патриотизма будет успешным,если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественнаядеятельность ребенка. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываютсяосновы гражданственности, развивается и укрепляется интерес к Родине, стране,краю на эмоционально – чувственном уровне. Если в младшем и среднем  возрастепедагог обращает внимание на развитие представлений детей о близком социальномокружении (семья, наш сад, моя улица), то в старшем возрасте необходимо осваивать  представления о родном городе, крае, стране.  Для этого я реализую проект «Хабаровск –город мой». Это проект действует в течение двух месяцев. Цель проектаознакомление с историей, культурой и традициями Хабаровска и Хабаровского края.В заключении проекта всегда проводится развлечение для детей ДОУ и родителейвоспитанников. А также выставки детского рисунка и фотовыставка «ГородХабаровск  глазами его жителей»

В содержании работы по ознакомлению с малойРодиной в ДОУ можно выделить несколько тематических блоков, работа по каждомуиз которых тесно связана друг с другом.  Вмладшем возрасте педагог знакомит детей с природой Хабаровского края и ДальнегоВостока (яркие представители флоры и фауны), особенностями климата,жизнедеятельностью жителей Хабаровского края.  В старшем возрасте в процессе работы педагог знакомит с памятными датами ипраздниками Хабаровска, природными памятниками (Амурские столбы,  уссурийскийтигр), обсуждает экономическое развитие региона. Идет знакомство с коренныминародами Приамурья. С помощью музейной педагогике дети узнают о полезныхископаемых Хабаровского края, о ценных животных и растениях, распространённыхна территории, о туристических маршрутах.  

 

Ознакомление с малой Родиной в ДОУ представляетсобой систему работы.  В систему работы  входитобразовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей исовместная деятельность воспитателя, детей и родителей. Образовательнаядеятельность включает в себя занятия, посещение музеев, составлениеперспективного плана, диагностику. Совместная деятельность детей и педагога-это использование  экскурсий, тематических мероприятий, выставокдетского рисунка, посещение национальных праздников, ознакомление с историейРоссии. Самостоятельная деятельность является свободной деятельностью, гдеребенок может раскрыться, проявить себя. В своей работе я тесно и плодотворноиспользовала работу с родителями.                                                                     

Работая в этом направлении,  я хочу отметить, что такие приемы позволяютобобщать знания и умения, полученные в образовательной деятельности. Привлечениеродителей к образовательной деятельности позволяет плодотворно проводить работус родителями.

b9a9d96c6fe5e88d171c10798c9df30f.jpg

21d875573129942ba81a2e11bea67fa4.jpg

4.  Заключение.

Соответствие выводов полученным результатам.

 

Благодаря такой разнообразной работе сиспользованием данных методов и приемов дети стали проявлять интерес к историиродного края, к культуре малых народов Приамурья, проживающих на территорииДальнего Востока, к архитектуре, подвигу жителей во время Великой Отечественнойвойны, природе Хабаровского края.

 

 Семьивоспитанников стали чаще посещать музеи города, выставки и ярмарки в районахгорода, самостоятельно участвовать с детьми в разных городских мероприятиях. Нетрадиционнаяформа преподнесения информации, взаимодействие педагога с родителями, тематическое посещение краеведческого музея им.Н. Гродекова  и взаимодействие сошкольниками начального звена МБОУ гимназии № 3 им. Н. Ф. Панькова г. Хабаровска,использование познавательных игр  в  результате показала более качественные знанияо природе края, достопримечательностях, героях – земляках, чьими именаминазваны улицы города. Дети более непринужденно знакомятся с культурой ДальнегоВостока, Хабаровского края, его историей.

        В результате проделанной работы у детейразвивается  познавательная активность,любознательность,  стремление ксамостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей,закладываются основы гражданственности, развивается и укрепляется интерес к региону,краю и городу на эмоционально – чувственном уровне.  Если в младшем и среднем  возрасте педагог обращает внимание наразвитие представлений детей о близком социальном окружении (семья, наш сад, мояулица),  то в старшем возрасте необходимоосваивать  представления о родном городе,крае, стране. Познавательное развитие стимулируется благодаря насыщенностиматериала по региональному компоненту, с помощью которого дети знакомятся сосвоей малой Родиной – Дальним Востоком, Хабаровским краем, родным городом.

        В дальнейшем планирую  продолжить работать в данном направлении ииспользовать данные методы и приемы в разных областях дошкольного воспитаниядетей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

Дайн  Г. Л.Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты.- М., 2001.

Веселые бубенчики – хрестоматия произведенийдальневосточных писателей для детей дошкольного возраста, автор – составительПаламарчук Е. И. – Хабаровск, 2006

Программа «Детство» авторы: Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. –М., 1998

Лукошко - хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста– сост. Ходаковская М. Н. – «Приамурские ведомости», 2012

Маханева  М.Д.  Нравственно-патриотическое воспитаниедетей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственнойпрограммы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005годы”.  2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.

Патриотическое воспитание дошкольников средствамикраеведо – туристской деятельности. пособие для реализации государственнойпрограммы « патриотическое воспитание граждан РФ 2001 – 2005 год». – М, 2003.

«С чего начинается Родина?». Из опыта работы под ред.Кондрыкинской Л.А. – М, 2007.

Энциклопедия зимних праздников. – М., 1998.

Энциклопедия праздников. – М., 2009.

Энциклопедия народной мудрости. – М., 2006.

Энциклопедия российских праздников. – М., 2010.

Энциклопедия русских обычаев. – М., 1998.

 

 

8 января 2022 в 12:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.