Гурова Ольга Владимировна, воспитатель
|
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как средство развития личности ребенка«Театрализованная деятельность детейдошкольного возраста как средство развития личности ребенка». Содержание. 1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современнымтенденциям развития образования, его практическая значимость) 2. Концептуальность (Своеобразия выдвигаемых принципов) теория кто изучал 3. Наличие теоретической базы опыта 4. Ведущая педагогическая идея 5. Оптимальность и эффективность средств 6. Результативность опыта (ориентированностьопыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников) 7. Заключение.
Актуальность иперспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развитияобразования, его практическая значимость) Всовременной педагогике ведущие видыдетской деятельности объединяются, и способствуют разностороннему развитиюличности ребенка. Театрализация – источник развития чувств, переживаний,взаимоотношений ребенка с окружающей средой. С помощью театрализованной деятельности можнорешать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального,художественно – эстетического, эмоционального воспитания дошкольника и развития качествего личности. Качества личности оформляются в раннем детстве, закрепляются вдошкольном возрасте и образуют устойчивую индивидуальность человека. Многолетний опыт работы в ДОУпоказывает, что для гармоничного развития личности ребенка большое значениеиграет развитие психических процессов, эмоциональной сферы дошкольника, еестабильность. Психологические механизмы воздействия сказок, обыгрывания стиховзаключаются в том, что воспринимая и включаясь в обыгрывание, ребенокудовлетворяет свои психологические потребности. Кроме того, реализуютсяпотребности в нарушении запретов и правил, благодаря чему сказка становитсяпосредником между внутренним миром ребенка и объективным миром. Вработе я столкнулась с такими трудностями, как бессистемность работы потеатрализации в ДОУ, примитивность и свернутость импровизаций, бедностьиспользуемых эмоций для передачи образа. Концептуальность (Своеобразия выдвигаемых принципов).
Дошкольный возраст вноситбольшой вклад в психическое развитие ребенка. Весь дошкольный возраст, с точкизрения формирования личности, можно разделить на три части. Первая относиться квозрасту 3 - 4 года, связана сукреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст 4 – 5 лет икасается нравственной саморегуляции. Третья относится к возрасту 6 лет ивключает формирование деловых личностных качеств ребенка (автор Р. С. Немов). По мнению Р. С. Немова для развития личностидошкольника положительное значение имеют сюжетные, театрализованные ирежиссерские игры с правилами. В них имеет место представление, наблюдение иусвоение правил, норм и способов поведения.
В своей работе я опиралась на принципы построения среды в ДОУ иконцепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.),в которых сказано, что основной деятельностью дошкольника является игра. «Форма деятельности в условных ситуациях,которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта,фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметныхдействий, в предметах науки и культуры» (Л. С. Выготский). Различная игровая и театрализованная деятельности развивают в ребенке активность познания, общения, деятельности. Отечественные педагоги и психологиподчеркивают, что через игру вообще и театрализованную игру в частности уребенка складывается целостная картина мира, благодаря единству разных формокружающей действительности. Самостоятельно выстроить эту картину в собственномсознании и определить свое место в ней ребенок 6-7 лет не может –следовательно, нужна качественная помощь взрослого. К концу дошкольного детствавыстраивается первичная система ценностных ориентаций ребенка, благодаряразнообразным играм и театрализации. (А. В. Венгер, Д. Б. Эльконин). Именно разнообразнаятеатрализованная деятельность дошкольников является и важным условием, исредством приобщения ребенка к социальной действительности, развития егокоммуникативных навыков, эмоциональнойсферы. Старшие дошкольники обладают способностью понимать внутренний мирперсонажей, их противоречивый характер.Изучив отечественных авторов (Л. Баряева, Л. В. Артемова) я пришла к выводу, что внутренняя активностьсодействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемыхобстоятельствах позволит мне в моей работе использовать театрализованную игру внравственном воспитании детей. Разно полярные эталоны (добро и зло, жадность ихитрость) становятся для ребенка значимыми. Ребенок соотносит себя с добрым,смелым, хорошим персонажем, но допускает соотнесение и с отрицательнымперсонажем. Разрешение актуальных психологических проблем детей с помощью средств театрализации можетосуществляться благодаря тому, что идентифицируя себя с персонажами разногорода поучительных или эмоциональныхисторий, сказок, стихов дети получают возможность посмотреть на привычную ситуацию под другим углом зрения ипрочувствовать внутренний мир вымышленного героя, пережить разные эмоции. Театрализация, сказка служит одним из доступных путей переноса своихпереживаний на сказочного героя инаоборот, позволяет соподчинить мотивы, исходя из нравственных побуждений,осознать собственные чувства через чувства героев сказки. Существует мнение, что дети - дошкольники не должны принимать и игратьотрицательных персонажей. Возможно, чтопринятие отрицательной роли может негативно складываться на развитии личности.Но необходимо использовать этюды с проигрыванием отрицательного настроения, отрицательныхэмоций т.к. это помогает снять эмоциональное, психологическое напряжение. Всемизвестно очень популярное упражнение «Покажи настроение», «Изобрази героевсказки». Благодаря этому зарождаются социальныечувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение нетолько для ребенка лично, но и для окружающих, формируется личность ребенка (Л.Баряева, Я.З. Неверович). Поэтому была поставлена цель: способствовать становлениюличности каждого ребенка средствами театрализованнойдеятельности. Основой работы по развитию личностидошкольников являются следующие принципы: - учет возрастныхособенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будутмаксимально способствовать полноценному нравственному становлению детскойличности - обеспечениеэмоционально-психологического комфорта для детей - уважение к личностикаждого ребенка и взрослого - принцип сочетанияпривычных и непривычных элементов в эстетически организованной среде - принцип открытости –закрытости - принцип учета половыхи возрастных различий, при организации предметно – игровой среды: её содержаниядолжно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков. Наличие теоретической базы опыта.
В детском саду театрализация и драматизация - деятельность необыкновенно насыщенная, поэтому онапривлекательна для детей. Л. В. Сорокинаписала, что театрализация приносит ребенку большую радость и удивление. В нейзаложены истоки творчества. Очень важно для детей, что в театрализованной игре они принимаютруководство и помощь взрослого, не замечая его. Театрализация связывает воединоребенка и воспитателя. Раннее уже говорилось, чтосовместная разнообразная деятельность взрослого и ребенка является школойпередачи социального опыта. Именно общение детей с педагогом, родителями берет на себя огромную нагрузку всоциализации личности. Общение втеатральной деятельности обеспечивает формирование многих личностных качеств.Это эмоциональное общение с другими людьми, развитие речевых навыков, развитиенавыков драматизации, школа чувств, школа положительного и отрицательного опытажизни среди людей. На основе планомерной, постоянной работы с детьми поразвитию театрализованной и речевой деятельности, по воспитанию нравственныхкачеств воспитатель может сформироватьчерты характера ребенка, помочь овладеть нормами и правилами поведения, которыезатем могут отразиться в его делах и поступках.
В практической работе были взяты за основупрограммы Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество - дети» и М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». Опираясь на этипрограммы, я систематизировалаобразовательную и совместную деятельность воспитателя и детей. Я ввела героев сказок и рассказов, знакомыесюжеты из литературных произведений, чтобы улучшить и разнообразитьпедагогический процесс. Программа Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество - дети» через театрализованные упражнения и этюды помогает развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапноеиспользование отдельных видов детской творческой деятельности в процессетеатрального воплощения; системно представлены средства и методытеатрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотренопараллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкальногоискусства. Программа ориентирована навсестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. Ведущий принцип программы - вовлечение детей впродуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценическихобразов, которые вызывают эмоциональные переживания. В ней систематизированы средства иметоды театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение всоответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольногодетства. Такжеиспользую элементы парциальной программы М. Д. Маханевой«Театрализованные занятия в детском саду», которая помогает организовать театрализованную деятельность дошкольников. Программа способствует реализацииновых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку,нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. Использование элементов этих программ позволяет мнесоздавать предметно – пространственнуюсреду для проявления активности,самостоятельности и творчества детей в сюжетной игре, обогащать игровойопыт детей на основе участия винтегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной). Благодаря театрализованной деятельности дети активно познают окружающиймир, а также сами становятся частью этого мира. Ведущая педагогическая идея. Педагогическая идея: развитиеличности дошкольника средствами театрализованной деятельности. Чтобы реализовать основнуюпедагогическую идею были поставлены задачи,которые помогут развить в ребенке основные личностные качества (общениес другими людьми, развитие речевых навыков, нравственное и социальное развитие, школа взаимопомощи, школаположительного и отрицательного опыта жизни среди людей). Помогут научить тихого, робкого ребенка преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе, волнение. А активного, смелого, подвижного ребенкареализовать внутренний потенциал и желание быть на виду.
1. Создатьусловия для развития творческой активности детей в театрализованнойдеятельности, поощрять исполнительское творчество, развивать способностьсвободно держаться при выступлении. 2. Развить психофизическиеспособности (мимика, пантомимика, жесты), психические процессы (фантазия, мышление,восприятие, воля), творческиеспособности (умение перевоплощаться, импровизировать,брать на себя роль). 3. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности ведином педагогическом процессе. 4. Привлечь детей и родителей к участию в театрализованной игре с помощью разных видов театра (плоскостной,пальчиковый театр, театр на ладошке,теневой, перчаточный театр, маски, ряженье, театр игрушки, театр - рукавичка). Для проведения театрализованной деятельности использую формы работы. Формыработы: 1. Посещениетеатра. 2. Театрализованныезанятия. 3. Самостоятельнаядеятельность детей и взрослых (привлекаем родителей). 4. Театрализованныеутренники. 5. Театрализованныеигры и упражнения. 6. Драматизацияпо сказкам и коротким рассказам. Методыи приемы работы по организации театрализованных игр: 1. Проигрывание действий педагогом на глазах у детей. 2. Совместноевыполнение игровых действий педагогом и ребенком. 3. Выполнениеигровых действий детьми по подражанию действиям педагога. 4. Выполнениеигровых действий ребенком по образцу и словесной инструкции предложенномупедагогом. 5. Сопровождение ребенком речью выполняемых действий 6. Моделирование и символизация. Очень интересны приемы,которые я использовала, опираясь на пособие М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». 1. Творческие задания. Дети сидят полукругом. Передают друг другу мяч:«Назови имя соседа ласково». В другом этюде «Стань артистом» детям надо изменить свой голос, мимику, жесты, позватьдругого ребенка. Далее воспитатель предлагает детям пофантазировать, какими быони хотели видеть себя, если бы в сказкепришлось играть принцессу, Кота в сапогах, охотника, Золушку, Карабаса Барабасаи т.д. 2. Пантомимические упражнения и загадки. Загадки предлагает воспитатель. Но затем дети могутсами придумать загадки, задания, чтобы другие дети и воспитатель отгадали.Такая форма работы позволяет воспитателю отметить положительные и отрицательныемоменты в работе по театрализации. Воспитатель рассказывает детям, как можно изменить себя с помощьюмимики, жестов. Детям разъясняется, что мимика, это движение мышц лица, выражающее настроение,внутреннее состояние человека, жест -движения рук, тела, головы. Далее детям предлагается с помощью мимикиизобразить различное настроение, а с помощью жестов что-то сообщить, например,«иди сюда», «нельзя», «до свидания». 3. Изображение стихов с помощью мимики и жестов. 4. Составление диалогов по картинкам или позаданию. Здесь очень важно, что бы картинка или задание воспитателя были новыдля детей, т.е. незнакомы по содержанию. В процессе работы по данной теме мноюразработано перспективное планирование, которое отражает работу по развитиютеатрализованных навыков и умений и с младшего до старшего дошкольного возраста(смотри приложение № 1). Вобразовательной, совместной исамостоятельной деятельности с детьмия использовала классическую и обработанную современнуюмузыку. Это известные отрывки из классических произведений П. И. Чайковского,М. П. Мусоргского, В. Моцарта, А.Вивальди, М. Глинки, К. Сен-Санса, группы «Битлз». Отрывки подбирались к короткому произведениюдля передачи образа героя, изображения настроения, мимики. Слушание классической музыкинеобходимо для развития личности дошкольника. Необходимо проводить связь между музыкой и эмоциямидетей на короткое стихотворение или короткий рассказ. Очень важно привлекатьдетей к слушанию музыки в свободное время. Театрализация и музыка неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Без музыки невозможно представить себетеатрализованное представление, утренник, сценку. Поэтому я составила картотекумузыкальных произведений (смотри приложение № 2). Тесно и плодотворно проводится работа с родителями. Организуетсяразнообразная совместная деятельность между родителями, детьми, воспитателем,что способствует развитию личности ребенка,доверительных отношений в группе. Для реализации задач я составила план работыс родителями (смотри приложение № 3). Также были составлены для родителей консультации о возможностях театрализованнойдеятельности для развития личности детей как в ДОУ, таки в семье (смотри приложение № 4). Помимостандартных методов и приемов в работе использовались нестандартные приемы: - Слушание специально подобранной музыки,обозначающей разную гамму эмоций. - Посещение театров, концертного зала филармонии,краеведческого и художественного музеев,выставочного зала, спектаклей детей других групп. - Сотрудничество с гимназией №3 (взаимодействие сучениками начальной школы). - Использованиеконструирования декорация на ткани – сетке из геометрических фигур.Ткань – сетка натягивается на стене, в процессе действия дети или воспитатель располагаютдекорации по сюжету. Оптимальность и эффективность средств Работая по данному направлению, в группе создана современнаяпредметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС. На развитие личностидошкольника важную роль играет пример родителя. Для ребенка становится стимулом одобрение состороны родителя или взрослого. Важночтобы родители включались в театрализацию и драматизацию для формирования иразвития разных эмоций и настроений. Поэтому для меня работа сродителями становится традициейпроведения совместных мероприятий и утренников, игр и дней открытых дверей,консультаций по приобщению детей к театрализованной деятельности. Вовлечение родителей в педагогическийпроцесс с помощью театрализованной деятельности позволяет сформироватьположительные эмоции и радостное настроение в течение всего периода пребывания детей в саду. В процессе педагогической деятельности сложилась такаятрадиция: творческое взаимодействие с детьми – школьниками начального звена,моими выпускниками. В процессе воспитательной работы школьники участвовали в драматизациях в ДОУ, в группе. Был разработан план работы МБОУ гимназии № 3 имени М. Ф. Паньковас детьми средней группы ДОУ, где в совместной подвижной игре, чтении сказок, чаепития с угощением, создаетсяэмоционально - комфортная атмосфера дляразвития личности дошкольников средствами театрализованной деятельности и дляукрепления позитивных качеств младших школьников.На протяжении нескольких лет школьники посещают группу, взаимодействуют сдетьми-дошкольниками, разыгрывают сказки и пьесы, изготавливают разные виды театра с помощью конструирования из бумаги и бросовогоматериала. Самое ценное в таком взаимодействии – становление личности, обучениеи развитие дошкольников проходит ненавязчиво, продуктивно и творчески. В группе появились такие виды театра, как:«Колобок», «Феечки», «»Куколки-матрешки», «Масленичное солнце» и другие (смотриприложение № 5). Театрализация, а именно публичное выступление, помогает преодолетьробость, застенчивость, неуверенность в себе, волнение. Здесь идет развитие изакрепление такого психического процесса как воля. Воля необходима для обученияв школе, в общении со сверстниками.
Результативность опыта (ориентированностьопыта на конкретный, практический результат, успехи и достижения воспитанников). Мне необходимо былоувидеть и проанализировать результаты своей педагогической деятельности, воспитательнойи образовательной работы с детьми в развитии личности ребенка, его творческогопотенциала, способностей, интересов. Я спрогнозировалаконечный результат: к концу дошкольноговозраста у детей должны быть сформированы основные личностные качества с помощью средств театрализованной деятельности: игроваямотивация, познавательный интерес, учебные мотивы, эмоциональная сфера, ценностныеориентиры, культурные установки (смотри приложение № 6).
Дети с высоким уровнем развития личностных качеств интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (мире вещей, предметов,мире отношений и своем внутреннем мире), любит экспериментировать. Дети способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видахдеятельности, организуемой педагогом. Вслучае затруднений могут обратиться за помощью к взрослому. Принимают заинтересованное участие в образовательном процессе,театрализованной деятельности. Дети со средним уровнемпроявляют глубокий устойчивый интерес только к интересующей на данный момент теме. Могут задать вопросы о неизвестных явлениях и событиях, но не используютполученную информацию в жизни. Могутсамостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детскойдеятельности, организуемой педагогом), но иногда необходима помощьвзрослого. Принимают избирательноеучастие в образовательном процессе и театрализации. Дети с низким уровнем развития личностных качеств, проявляютповерхностный интерес к неизвестным предметам, вещам, отношениям окружающегомира. Задают вопросы взрослому об окружающей действительности, но неакцентируют внимание на полученном ответе или проявляют незначительный интерес.В повседневной жизни и в различных видах деятельности, организуемой педагогом,дети действуют под руководством взрослых или сверстников, пассивны в образовательном процессе и театрализованнойдеятельности. В результате проведенной работы низкий уровеньотсутствует. Высокий уровень показываетразвитие личностных качеств детей. Продумывая работу по театрализованнойдеятельности, были разработаны критерии определения уровня развития театрализованныхнавыков и умений: мимика, пантомимика, интонация при обыгрывании образа,эмоциональность в передаче образа, самостоятельность в передаче образа и умениеимитировать движения животных (смотри приложение № 7). Характеристика уровней диагностики (по А. Е. Антипиной). Высокий уровень - творческая активность ребенка, егосамостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительноеего выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всехвидах театрализованной деятельности. Средний уровень - эмоциональная отзывчивость,интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенокзатрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительныеобъяснения, показ, повтор. Низкий уровень – ребенок малоэмоционален, не активен,равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности, не способен к самостоятельности. Такимобразом, правильно используемая театрализованная деятельность позволяетпедагогу не только лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента,мечты и желания, но и способствовать становлению и развитию личности. Создается микроклимат, в основе которого лежитуважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения междувзрослыми и детьми.
Заключение. Впроцессе проделанной работы можно сделать вывод, что для гармоничного развитияличности ребенка важно использовать различные театрализованные методы и приемы,развивать эмоциональное восприятиеокружающего мира. Невозможно переоценить важность эмоционально - потребностнойсферы и образа «Я», которые формируются на основе разной палитры чувств черезтеатрализованную деятельность. Театрализованная деятельность является конкретным видимым результатом развития иформирования личности дошкольников. В работе ставилось много воспитательных задач, онипозволили усовершенствовать процесс работы с детьми в образовательной,совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей и тем самым способствовать развитиюличности дошкольников. Условия для проявления самостоятельности и творчествадошкольников в театрализованных играх следующие: - содержание игр должно соответствовать интересам ивозможностям детей; - педагогическое сопровождение строить с учетомпостепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; - театрально-игровая среда должна быть динамичноизменяющейся, а в ее создании принимают участие дети. Благодаря разнообразной предметной средеи разным видам театра у детей формируется и закрепляется интерес к театрализации в самостоятельнойдеятельности. Появляется возможностьпроявить творчество в самостоятельной театрализации и драматизации. Дети могут использовать различные видытеатра, различные декорации, изготовленные с помощью конструирования в игре, обучении, деятельности. Созданные условия для театрализованных игрпозволяют детям создавать определенный продукт, который может использоваться вдальнейшем в других видах деятельности. Дети научились применять различные эмоции в игре, обучении,деятельности, а так же распознавать эмоциональное состояние другого человека.Могут использовать мимику, жесты, пантомимику для обыгрывания образа героясказки или рассказа. Благодаря совместной деятельности воспитателя и детей детиучатся самостоятельно создать декорации к драматизации. Они начинаютиспользовать в самостоятельной театрализованной деятельности атрибуты идекорации, созданные своими руками, илис помощью взрослого. При посещении группы у детей заметны положительныеэффекты, устойчивость хорошего настроения, эмоциональная устойчивость. Родители стали помощниками и союзниками вразнообразной театрализованной и педагогической деятельности. В процессе работы по развитию личностных качеств дошкольников спомощью средств театрализованной деятельности я нашла индивидуальный подход ккаждому ребенку и его родителю. Я смогла создать развивающую среду, где каждыйребенок группы смог найти свое место. Я увидела эмоциональные отклики напрочитанные произведения, просмотренные материалы, которые нашли отражение врисунках, рассказах детей, обыгрывании сюжетов из известных мультфильмов. Вгруппе сверстников улучшились взаимоотношения, они стали более продуктивными.Многие дети открыли в себе лидерские качества. Главное, что у детей повысиласьсамооценка, снизился уровень тревожности. Они стали сопереживать друг другу вреальной жизни и помогать в разных видах деятельности. Поставленнаяперед воспитателем задача - создатьвозможности для вариативной игровой и театрализованной деятельности черезсоответствующую предметно-развивающую среду, бела выполнена через разнообразные игрушки, предметы-заместители,материалы для игрового творчества, рациональное размещение игровогооборудования. Следуетотметить, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающуюфункции, и не сводятся только к подготовке выступлений.
Список литературы. 1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшегодошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: Детство – Пресс, 2007. 2. Солнцева О. В.Дошкольник в мире игры. Сопровождениесюжетных игр детей. – СПб.: Речь, 2010. 3. Гайворонская Т. А.,Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованнойдеятельности. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой:современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детейраннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. 5. Петрова И. М. Театрна столе. - СПб.: Детство – Пресс, 2009. 6. Сорокина Н. Д.Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004. 7. Маханева М. Д.Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольныхучреждений. – М.: Творческий центр Сфера – 2003. 8. Антипина А. Е.Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр Сфера –2003. 9. Рик Т. А. Сказки ипьесы для семьи и детского сада. - М.: Линка – Пресс 2008.
8 января 2022 в 12:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.