Гурова Ольга Владимировна, воспитатель
|
Программа работы с молодыми специалистами в ДОУ «Молодой педагог - качество, умение, талант»Пояснительная записка. Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги, работающие в нем. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя. Если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза: 1. быстро адаптироваться к работе в детском саду; 2. избежать момента неуверенности в собственных силах; 3. наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса; 4. сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике; Алгоритм Программы 1. Постановка цели, задач 2. Составление программы; 3. Подбор средств реализации ; 4. Определение способов реализации 5. Контроль и обработка результата Ожидаемый результат 1. Познание себя и ориентация на ценности саморазвития. 2. Качественное изменение отношений в коллективе. 3. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. 1. Паспорт программы Цель:помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. Задачи программы: · Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей. · Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями. · Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности. Основные направления работы: - Адаптационная работа. Наставничество. - Организация профессиональной коммуникации - Психологическая адаптация молодых специалистов в педагогическом коллективе - Мотивация самообразования. Условия эффективности работы: 1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов; 2. Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы; 3. Сочетание теоретических и практических форм; 4. Оценка результатов работы (диагностика развития детей); 5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией. 2. Поэтапная реализация программы Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении. 1. Диагностический этап - Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет). - Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников). - Наличие опыта практической работы с детьми. - Ожидаемый результат педагогической деятельности. - Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога. В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы: 1 группа: Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку. 2 группа: Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы. 3 группа: Воспитатели со слабо развитой мотивации труда. Содержание и цели работы: 1. Усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы. 2. Овладение навыками практической работы с педагогами, детьми, родителями. 3. Повышение интереса и положительного отношения к педагогической деятельности, помочь осознать свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение детей. Формы и методы работы - Консультации, семинары-практикумы. - Беседы. Изучение методической литературы. - Взаимопосещения. - Коллективные просмотры педпроцессов. - Анализ педагогических ситуаций. - Дискуссии. - Круглые столы, деловые игры. - Убеждения, поощрения, беседы. 2. Практический этап Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; - Взаимоподдержка и взаимопомощь; - Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей; - Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; - Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим; - Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; - Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; - Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия; - Разработка индивидуального плана профессионального становления. В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней. I ступень – 1-й год работы (стажировка): сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием. Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа включает в себя: 1. Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места; 2. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации; 3. Представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста); 4. Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года); 5. Начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия организацию прогулки детей. 6. Дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми ; 7. Оценка его педагогической деятельности. Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. 8. Закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист; 9. Составление совместного плана молодого специалиста и наставника; 10. Самообразование воспитателя (выбор методической темы). ІІ ступень – 2–4-й годы работы (развивающий):процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. ІІІ ступень – 5–6-й годы работы (становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы 3. Аналитический этап - Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; - Динамика профессионального роста. - Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей; - Самоанализ своей деятельности за прошедший год; - Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; - Подведение итогов, выводы. Заключение Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы: 1. Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности; 2. Результат на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога; 3. Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы; 4. Оптимальное сочетание теоретических и практических форм; 5. Оценка педагогического труда по результатам; 6. Своевременное обеспечение методической литературой. У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Школа молодого воспитателя поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. Литература. 1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. 4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
5 января 2022 в 08:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.