Гурова Ольга Владимировна, воспитатель

Программа работы с молодыми специалистами в ДОУ «Молодой педагог - качество, умение, талант»

Пояснительная записка.

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги, работающие в нем. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав  дошкольных учреждений стремительно "стареет". В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание».  Отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями  является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка  молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

Если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза:

1. быстро адаптироваться к работе в детском саду;

2. избежать момента неуверенности в собственных силах;

3. наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;

4. сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию  по психологии и педагогике;

Алгоритм  Программы

1. Постановка цели, задач

2. Составление программы;

3. Подбор средств реализации ;

4. Определение способов реализации

5. Контроль и обработка результата

Ожидаемый результат

1. Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.

2. Качественное изменение отношений в коллективе.

3. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

1. Паспорт программы

Цель:помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

 Задачи программы:

· Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.

· Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

· Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления работы:

-  Адаптационная работа. Наставничество.

-  Организация  профессиональной коммуникации

-  Психологическая адаптация  молодых специалистов в  педагогическом коллективе

-  Мотивация самообразования.

Условия эффективности работы:

1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

2. Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

3. Сочетание теоретических и практических форм;

4. Оценка результатов работы (диагностика развития детей);

5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

2. Поэтапная реализация программы

 Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

1.  Диагностический этап

 - Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).

- Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).

- Наличие опыта практической работы с детьми.

- Ожидаемый результат педагогической деятельности.

- Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

1 группа:  Воспитатели, имеющие  недостаточную  теоретическую и практическую  подготовку.

2 группа:  Воспитатели с достаточной  теоретической  подготовкой, но

не имеющие  опыта  практической  работы. 

3 группа:  Воспитатели  со слабо  развитой  мотивации  труда. 

Содержание и цели работы:

1. Усвоение теоретического  материала,  формирование навыков  практической работы.

2. Овладение  навыками  практической  работы с  педагогами, детьми, родителями.

3. Повышение интереса и  положительного  отношения к  педагогической

деятельности, помочь  осознать свою профессиональную значимость, степень

ответственности за  воспитание и обучение  детей.

Формы и методы работы

-  Консультации, семинары-практикумы.

-  Беседы. Изучение методической литературы.

-  Взаимопосещения.

-  Коллективные просмотры педпроцессов.

-  Анализ педагогических ситуаций.

-  Дискуссии.

-  Круглые столы, деловые игры.

-  Убеждения, поощрения, беседы.

2. Практический этап

Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;

-  Взаимоподдержка и взаимопомощь;

-  Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;

-  Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

-  Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;

-  Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

-  Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;

-  Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия;

-  Разработка индивидуального плана профессионального становления.

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.

I ступень – 1-й год работы (стажировка): сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Адаптационная работа включает в себя:

1. Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места;

2. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;

3. Представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста);

4. Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

5. Начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия организацию прогулки детей.

6. Дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми ;

7. Оценка его педагогической деятельности. Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

8. Закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист;

9.  Составление совместного плана молодого специалиста и наставника;

10.  Самообразование воспитателя (выбор методической темы).

ІІ ступень – 2–4-й годы работы (развивающий):процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

ІІІ ступень – 5–6-й годы работы (становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы

3. Аналитический этап

- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

- Динамика профессионального роста.

- Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;

- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

- Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;

- Подведение итогов, выводы.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

1. Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

2. Результат  на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;

3. Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

4. Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

5. Оценка педагогического труда по результатам;

6. Своевременное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя  поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

Литература.

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. 


5 января 2022 в 08:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.