Гурова Ольга Владимировна, воспитатель

Конспект по патриотическому воспитанию Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса, подготовительная группа.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе № 7 «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

воспитатель: Гурова О. В.

Задачи. 1) Образовательные:

• Систематизировать и обобщать знания детей о Хабаровском крае, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты, городах Хабаровского края, родном городе;

2)Развивающие задачи:

• Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;

• Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;

• Развивать эстетические чувства через восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.

3)Воспитательные задачи:

• Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.

 

Оборудование и материалы: карта России, карта Хабаровского края, слайды «Освоение Хабаровского края».

Методы и приёмы. Использование художественного слова. Использование ТСО. Рассказ педагога об истории возникновения города, природе, полезных ископаемых Хабаровска

 

Ход занятия:

«На карте мира не найдешь,

Дом, в котором ты живешь.

Даже улицы родной,

Не найдешь на карте той.

Зато всегда на ней найдешь,

Свою страну, свой общий дом.»

- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть и леса (каким цветом они обозначены на карте, и моря (а они какого цвета, и реки (найдите их на карте). А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей)

карта РФ(физическая, к моих руках )

- В нашей стране есть замечательный регион – Дальний восток. Если посмотреть на карту России, то он находится на самом востоке страны. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Восток России». Наш Хабаровский край является частью Дальнего Востока. Посмотрите на карту, как растянулся Хабаровский край –  с севера на юг. (ставим на карте буквы «С» и «Ю», обозначающие север и юг).

(Карта РФ Жени П. Показать Хабаровский край)

-  Как вы думаете, что обозначает буква «С»? А буква «Ю»(ответы детей)

- Справа  я поставлю букву «В» - здесь находится восток, там всегда встает солнышко, где находится горный хребет Сикачи Алян (картинка). А слева «З» - это запад, туда солнышко спать ложится – западает за Буреинский хребет(картинка). На Севере горный хребет Джугджур (картинка) Давайте повторим и покажем, где же у нас какие части света находятся (дети показывают на карту и называют стороны света, воспитатель ставит буквы по частям света).

Упражнение «Найди место горного хребта» (дети должны найти место расположения горного хребта и встать с картинкой )

- А теперь я проверю, запомнили ли вы, где находятся эти части света. (воспитатель собирает в мешочек буквы, дети достают по одной букве и расставляют их на карте – 4 ребенка).

- Молодцы! А вы знаете, где мы с вами живем? (ответы детей)

- Мы живем в Хабаровском крае, в городе Хабаровске, правильно. Кто попробует показать на карте, где же находится Хабаровский край (дети показывают), город Хабаровск.

Давайте вспомним, как появился на свете наш город.

Слайд – шоу на фразы № 1

Давным  давно,  160 лет тому назад на месте нашего города была тайга, бурные воды Амура неслись мимо пустынного, дикого берега. И только медведи, волки и тигры хозяйничали  на этой земле. Жили здесь коренные народы Приамурья – нанайцы. Они жили в ладу с природой, берегли растительный мир и почитали диких животных. Чтобы построить здесь город со всей огромной России сюда переселились  люди, крестьяне. Для защиты крестьян – переселенцев их сопровождали солдаты. Наш город Хабаровск  стал строиться в мае 1858 года, 160 лет назад. Первостороитель города - капитан Яков Васильевич Дьяченко.  Он вместе с солдатами  13-го Сибирский линейного батальона  заложили поселок Хабаровска. Из которого, потом, вырос красивый и светлый город Хабаровск.

- Посмотрите, ребята, вот горка самоцветная. Видно дух Сикачи Аляна,  нам место заветное показывает (на слайде)

«Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный. то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной‘?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как звук летящий над страной? 

С железных гор, от быстрых рек, с ХабАра».

 - Какие несметные богатства таит в себе земля Хабаровская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей – полезные ископаемые) Верно, везде: в реке, на дороге, высоко в горах. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы горные хребты Хабаровского края (размещает на магнитной доске фотографии с видами Хабаровских гор). Подземные кладовыегорных хребтов Хабаровского края богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? (выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

- Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей, железная руда – изготовлении железа. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на иллюстрациях) Вот как много разных камней вы знаете. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

Словесная игра «Что можно сделать из.. серебра, медь, алюминий, дюраль, железо, золото, нефть, )

-  Главный город нашего края?  (на карту ставится герб Хабаровска). Ой, смотрите какой герб интересный. Что на нем нарисовано? (ответ). Что же это значит? (ответы детей).

–а кто знает, чем знаменит город Хабаровск (ответы детей)

Слайды2, 3, 4, 5, 6 (НПЗ, мост, погранинститут, добыча полезных ископаемых, лекарственные травы, лов рыбы)

- А сейчас я приглашаю вас на пальчиковую разминку.

Один – я  России гражданин.

Два – о Хабаровске по всему Дальнему Востоку  молва.

Три – как прекрасен Хабаровск, посмотри!

Четыре – Хабаровск - лучший город в России.

Пять – город столицей городов можно назвать.

Шесть – сокровищ в Хабаровске не счесть.

Восемь – в гости просим.

Девять – в хабаровске будем жить и его любить.

Десять - Хабаровск красивый город, который нам очень дорог.

- Назовите, какие города Хабаровского края вы еще знаете (дети называют Комсомольск – на – Амуре, Амурск, Бикин, Вяземский, Николаевск – на –Амуре и т. д рассматривают на слайдах виды городов).

 

Рассказ педагога:  Большехехцирский заповедник (дебри, лес)

СЛАЙДЫ 7

Название заповедника происходит от названия хребта Большой Хехцир. Название хребта, по самой «красивой» версии, происходит от имени шамана Хээкчира. Так описывает легенду о нём В. К. Арсеньев. Он находится недалеко от поселка Бычиха. На территории протекает речка Бычиха или по старому Быковка. В заповеднике  огромное разнообразие животных и растений.

озеро лотосов (чудо Хаб края) читать вкладыш

СЛАЙДЫ 8

петроглифы(старина, культурное наследие)

петроглифы (наскальные изображения) на поверхности базальтовых валунов, находящиеся возле нанайского села Сикачи-Алян и села Малышево (Хабаровский район Хабаровского края).

На правом берегу Амура находится выход скальных пород (утёс), вблизи кромки воды свободно лежат базальтовые валуны с выдолбленными на их поверхности изображениями животных (лоси, лошади), сценами охоты, человеческими фигурами, сидящими людьми в лодках, антропоморфные шаманские маски-личины. Изображения отличаются символизмом и сильными орнаментальными традициями. В селе Сикачи-Алян представлены все виды петроглифов той эпохи.

- Посмотрите на карту. Давайте еще раз назовем города, которые отмечены на ней.

Работа по закреплению названия района, поселка и своего адреса.

- Послушайте пословицы и поговорки о стране, о своей родине и объясните их.

Всякому мила своя страна.

Где кто родится, там и пригодится.

Своя земля и в горсти мила.

Человек без родины – что соловей без песни.

Кто любит Родину и народ, то настоящий патриот.

Итог занятия теперь мы – Хабаровчане с гордостью можем сказать гостям города: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»!

 

Дорисовать Собор (Упражнение  «зеркало»)

 

 

4 января 2022 в 05:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.